ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 55RS0002-01-2020-004731-09 |
Дата поступления | 09.07.2020 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Споры с управляющими компаниями (не связанные с защитой прав потребителей) |
Судья | Жидкова Майя Леонидовна |
Дата рассмотрения | 11.08.2020 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 09.07.2020 | 14:37 | 09.07.2020 | ||||||
Передача материалов судье | 09.07.2020 | 18:18 | 09.07.2020 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 13.07.2020 | 08:29 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 13.07.2020 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 13.07.2020 | 08:29 | 13.07.2020 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 31.07.2020 | 10:00 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 13.07.2020 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 31.07.2020 | 14:19 | 31.07.2020 | ||||||
Судебное заседание | 11.08.2020 | 10:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 31.07.2020 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 18.08.2020 | 11:34 | 20.08.2020 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.09.2020 | 16:50 | 04.09.2020 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Лушкова Анна Яковлевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ООО "УК на Рабкоровской" |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
13.10.2020 | ФС № 030488023 | Выдан |
2-2942/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Керимовой Л.А., при помощи в подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Горбуновой Я.И., с участием представителя истца Родькина Н.Я., представителя ответчика Герцева В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
11 августа 2020 года
материалы гражданского дела по иску Лушковой Анны Яковлевны к ООО «УК на Рабкоровской» о защите прав потребителя, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с указанными требованиями. В обоснование указала, что между ООО «УК на Рабкоровской» и собственниками помещений в многоквартирном <адрес> управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 принадлежит <адрес> указанном доме. Договор был расторгнут по инициативе ответчика с ДД.ММ.ГГГГ, при этом обязательства по нему ответчиком не были исполнены в полном объёме. Согласно пункту 4.4 Договора ответчик обязан предоставлять ежегодный письменный отчёт, не менее чем за 15 дней до окончания срока действия Договора, собственникам помещений о выполнении договора управления многоквартирным домом, включающий информацию о выполненных работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества. Данная обязанность по предоставлению отчетности за 2018, 2019 и 2020 года ответчиком не исполнена. Просит суд обязать ООО «УК на Рабкоровской» предоставить ФИО1 отчеты об исполнении договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГг. по многоквартирному дому 24 по <адрес> за периоды: 2018 год полностью, 2019 год полностью, 2020 год с января по май включительно; обязать ООО «УК на Рабкоровской» разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства отчеты об исполнении договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ по многоквартирному дому 24 по <адрес> за периоды: 2018 год полностью, 2019 год полностью, 2020 год с января по май включительно; взыскать с ООО «УК на Рабкоровской» в пользу ФИО1 в качестве компенсации морального вреда, причиненного в следствии нарушения прав потребителя 5000 рублей; в случае неисполнения судебного акта в полном объеме, взыскать с ООО «УК на Рабкоровской» в пользу ФИО1 судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждую полную неделю просрочки исполнения решения суда.
В судебное заедание истец представила уточненный иск, в котором указала, что по требования по предоставлению отчета об исполнении договора управления МКД № по <адрес> в <адрес> за 2018, 2019, и по май 2020 годы, размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства отчетов за 2018, 2019, и по май 2020 годы, исполнены ответчиком в ходе судебного разбирательства. Требования о компенсации морального вреда в размере 5000 руб. за несвоевременное исполнение вышеназванных обязанностей поддержала.
Представитель истца в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержал. Отказался о части требований по предоставлению отчета об исполнении договора управления МКД № по <адрес> в <адрес> за 2018, 2019, и по май 2020 годы, размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства отчетов за 2018, 2019, и по май 2020 годы, взысканию неустойки, просил принять отказ от иска в этой части.
Определением Куйбышевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца ФИО1 от иска в части требований о возложении обязанности по предоставлению отчета об исполнении договора управления МКД № по <адрес> в <адрес> за 2018, 2019, и по май 2020 годы, возложении обязанности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства отчеты за 2018, 2019, и по май 2020 годы, взыскании неустойки, производство по гражданскому делу № в этой части прекращено.
Истец в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Родькин Н.Я. в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержал. Просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Герцев В.Е. возражал против удовлетворения требований, поскольку требование было удовлетворено в добровольном порядке до вынесения решения суда.
Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Лушковой А.Я. к ООО «УК на Рабкоровской» подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Из смысла данной нормы следует, что истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. При этом, изложенные основания иска должны соответствовать его предмету, то есть материально-правовому требованию, а в силу ст. 56 ГПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 Гражданского кодекса РФ).
Судом установлено, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес> (л.д.7).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществлялось ООО «УК на Рабкоровской» на основании протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ и договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
В обоснование заявленных требований истец ФИО1 ссылается на то, что ответчиком ООО «УК на Рабкоровской» нарушены её права, вытекающие как из условий договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, так из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» во взаимосвязи с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей» в части предоставления информации, выразившихся в ненадлежащем предоставлении информации для потребителей по отчетам об исполнении договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ за 2018, 2019 годы, с января по май 2020 года включительно.
В силу ст. 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О защите прав потребителей " изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве. Согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются на основе, в том числе, следующих принципов: открытость, прозрачность и общедоступность информации, содержащейся в системе, недискриминационный доступ к такой информации и к системе, в том числе слабовидящих лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (п. 1); полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (п. 8).
В силу ч. 18 ст. 7 указанного Закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Так, согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ, в системе должны размещаться, в том числе: информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ (пункт 21); информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг (п.22); информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг (п.25); информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме (п.29); информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них (п.30).
Как следует из пункта 4.4 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация предоставляет ежегодный письменный отчет, не менее чем за 15 дней до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, собственникам помещений о выполнении договора управления многоквартирным домом, включающим информацию о выполненных работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества, а также сведения о нарушениях, выявленных органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными контролировать деятельность, осуществляемую управляющими организациями.
Из части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ следует, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденном Постановлением правительства РФ.
В развитие данной нормы права Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в силу пункта 2 которого под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации, а в пункте 3 определены виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Адрес официального интернет сайта, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.reformagkh.ru определен пунктом 2 приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 124.
Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 209 - ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", регулирующий отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (сокращенно - ГИС ЖКХ), в том числе при сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
К видам информации, размещаемой в системе, была отнесена информация, в том числе о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме; о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме; о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них (пункты 2, 21, 29, 30 статьи 6 Закона N 209 - ФЗ).
На основании пункта 11 части 3 статьи 7 названного Закона адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru. был определен Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 4 статьи 12 Закона N 209 - ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 469- ФЗ ) с ДД.ММ.ГГГГ поставщики информации (включая управляющие организации) обязаны были размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом.
Частью 4 статьи 6 Закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 469- ФЗ ) предусмотрено, что положения части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ в субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, для поставщиков информации наступила обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ.
Системное толкование названных норм права показывает, что требования части 10 статьи 161 ЖК РФ, предусматривающие раскрытие информации на сайте www.reformagkh.ru в соответствии со Стандартом N 731, как соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, прекратили свое действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи с учетом требований статьи 193 ЖК РФ и переходных положений статьи 5 Закона N 469- ФЗ ответчик обязан был:
- до ДД.ММ.ГГГГ размещать сведения, предусмотренные Стандартом раскрытия информации N 731, в отношении указанного многоквартирного дома на сайте www.reformagkh.ru в соответствии с положениями части 10 статьи 161 ЖК РФ;
- с ДД.ММ.ГГГГ размещать сведения, предусмотренные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", в отношении указанного многоквартирного дома на сайте www.dom.gosuslugi.ru в соответствии с положениями части 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Между тем, в нарушение указанных выше нормативных правовых актов ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по май 2020 года своевременно не были размещены сведения на сайте www.dom.gosuslugi.ru. Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.
Более того, в структуру платы по содержанию жилья и текущему ремонту входит оплата за организацию работ по сбору, обработке и размещению в (ГИС ЖКХ) информации в электронном виде. (позиция 18).
В ходе судебного разбирательства управляющей компанией не оспаривался факт непредоставления ФИО1, как потребителю, сведений о проводимых работах за отчетный период, а также отсутствие размещения сведений о проводимых работах в МКД по договору от ДД.ММ.ГГГГ в системе «ГИС ЖКХ», напротив, требования истца были исполнены ответчиком до вынесения решения суда.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком - управляющей компанией ООО «УК на Рабкоровской» в нарушение положений вышеуказанного Федерального закона № 209-ФЗ в системе «ГИС ЖКХ» своевременно не размещена информация относительно многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, а также своевременно не были исполнены требования истца о предоставлении отчетов за периоды 2018-2019 годы и с по января по май 2020 г.
Согласно ст. 15 Закона "О защите прав потребителей ", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, и т.д.) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда, при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Отношения, возникающие из договора в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, по предоставлению или обеспечению предоставления необходимых коммунальных услуг, в том числе, электроэнергии, проведению ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, информированности потребителя об услугах и проводимых работах, регулируется также законодательством о защите прав потребителей, в связи с чем, лицо, чьи права нарушены в этой сфере, вправе требовать компенсации морального вреда.
Поскольку судом установлено, что ответчиком нарушены права ФИО1, как потребителя, а именно, нарушено право на получение истцом обусловленной законом полной, своевременной и достоверной информации о деятельности управляющей компании по обслуживанию многоквартирного дома, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.
При этом суд, с учетом всех обстоятельств дела, добровольного исполнения ответчиком требований потребителя до вынесения решения суда, периода просрочки исполнения обязанностей, личности истца, требований разумности и справедливости, полагает возможным взыскать с ООО «УК на Рабкоровской» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О Защите прав потребителей " при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей ", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункте 6 статьи 13 Закона).
Поскольку исковые требования удовлетворены частично, размер присужденной в пользу потребителя суммы составляет 3000 руб., то сумма штрафа составляет 1500 руб. (3000 руб. /2).
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по делу в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лушковой Анны Яковлевны удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Лушковой Анны Яковлевны с ООО «УК на Рабкоровской» (ИНН №) в счет компенсации морального вреда 3000 руб., штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в размере 1500 руб., требования в остальной части оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «УК на Рабкоровской» (ИНН №) в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья подпись М.Л. Жидкова
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
